avangard-pressa.ru

Беларуское шпалерное ткачество - Искусство

Развитие гобеленноплетения в Беларуси охватывает всего несколько последних десятилетий, но средства художественной выразительности оно черпает из опыта, накопленного народным искусством на протяжении столетий. Ткачество в Беларуси – один из древних и распространенных видов народного творчества. Технологией народного ткачества, его секретами владела каждая женщина, поэтому шпалерное производство на Беларуси нашло благодатную почву.

Литературные источники, летописи, фресковые, иконописные, книжные иллюстрации и особенно археологические раскопки свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества на территории Беларуси [7, 9].

В местах первых поселений на территории Беларуси периода VI века до н.э. - I века н.э. найдены «праслицы» для веретен и «сеткавая керамика»- оттиски текстиля на дне и стенках глиняной посуды [10, 50].

Многочисленные находки кусочков ткани, льняных и цветных ниток, шнурков, ткацких станков, предметов для прядения, найденные при раскопках древних городов Полоцка, Турова, Гродна, Волковыска и других городов, подтверждают существование ткачества на всей территории Беларуси и свидетельствуют о высоком уровне техники искусства ткачества в X-XIII веках [15, 8].

В XVI-XVII веках во многих городах открываются ткацкие цеха, которые становятся школой для подготовки квалифицированных ткачей. Ткацкое ремесло становится традиционным для некоторых местечек и городов: так, Копыль долгое время славился ткацким ремеслом, в Сломине ткацкий цех существовал с 1605 года [14, 51].

В XVI-XVIII веках спросом в церковных и «высшего света» кругах начинают пользоваться ткани шитые золотом и серебром, ковровые изделия из Персии, Китая, Турции и шпалеры. Однако привозные товары стоили очень дорого, чтобы обеспечить запросы шляхты и магнатов, в крупных феодальных поместьях и королевских экономиях были организованны в конце XVII- начале XVIII веков ткацкие мануфактуры, где изготавливали ценное сукно, полотно, тканые ковры, шелковые пояса и шпалеры.

Ткацкие мануфактуры князей Радивилов

Широко известны были мануфактуры князей Радивилов в Слуцке, Несвиже, Мире, Кареличах, Альбе. На мануфактурах Радивилов отдавали предпочтение художественному ткачеству: изготовлению поясов, ковров и шпалер. Начало производства положила Анна Радивил. При ее жизни существовали две «таписярни» ковровых изделий в д. Белая (теперь Польша) и в г. Мире. Впоследствии «таписярни» переходят во владение к ее сыну Михаилу V Казимиру Радивилу, который открывает еще несколько ткацких мануфактур. Именно при его управлении ткацкие мануфактуры достигают наивысшего расцвета: были выполнены самые значительные на территории Беларуси работы в шпалерной технике [15, 31]. Шпалеры отражали наиболее значительные события из истории рода Радивилов, истории Беларуси: «Взятие в плен Станислава Михаила Кричевского под Лоевом в 1649 году» (находится в Краковском национальном музее, размер 3,49*3,29), «Император Карл V дарует Радивилам княжеский титул» (Несвижская коллекция, размер 3,2*5,9). В 1762 году все ткацкие мануфактуры наследует Караль Радивил, за время руководства которого мануфактуры приходят в упадок и в первой половине XIX века прекращают свое существование.

Гродненские королевские ткацкие мануфактуры

Гродненские королевские ткацкие мануфактуры были созданы графом Тызенгаузом в середине XVIII века [15, 43]. Руководили работой мануфактуры квалифицированные мастера, приглашенные из Франции, Бельгии, Швейцарии. Станки, инструменты, 70 % сырья привозились из-за рубежа. Высокая плата за материалы, работу, приглашенных мастеров привела к завышенной стоимости товаров – на 50 % выше, чем зарубежные. В результате в конце XVIII века большинство гродненских предприятий были закрыты, однако многие мастера остались в Беларуси и в дальнейшем оказали положительное влияние на возрождение текстильной промышленности.

Гродно в этот период становится важным центром художественного ткачества на Беларуси: изготавливали шелковые пояса, ковры и шпалеры.

Ткацкие мануфактуры князей Агинских

Во второй половине XVIII – начале XIX веках были довольно известны Слонимские мануфактуры, принадлежавшие князьям Агинским. Основал их Михаил Клеофас Агинский, который был образованным человеком, видным общественным и государственным деятелем своего времени.*

………………………………………………………………………………

* О том, какие ткались шпалеры на перечисленных мануфактурах: об их композиционном построении, колорите, технологии вы можете узнать в книге Тризны Д.С. «Беларскiя дываны i габелены»

Тканые изделия беларуских мануфактур были известны и в соседних странах: в России, Швеции, Румынии благодаря высокому техническому исполнению, художественной выразительности, красоте [4, 98].

Параллельно с ткацкими мануфактурами по всей Беларуси в монастырских ткацких мастерских изготавливали высокохудожественные тканые изделия, в том числе и шпалеры. Ткались шпалеры и ремесленниками шляхты, у которой был свой «двор».

Современный текстиль