avangard-pressa.ru

Белашова, Л. А - Риторика

Л. А. БЕЛАШОВА

РИТОРИКА

СТАВРОПОЛЬ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет»

Л. А. Белашова

РИТОРИКА

Учебное пособие

(курс лекций)

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Ставрополь

Издательство СевКавГТУ

УДК

ББК

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии

Ставропольского филиала Московского гуманитарного

университета им. М. А. Шолохова

Чекалов П. К.

Зав. кафедрой истории и теории журналистики СГУ,

кандидат филологических наук

Лепилкина О. И.

Белашова, Л. А.

Риторика: учебное пособие (курс лекций) /

Белашова Л. А. / Ставрополь: ГОУВПО «СевКавГТУ», 2009-04-07

Учебное пособие по дисциплине «Риторика» разработано для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». В учебном пособии представлена теоретическая часть по основам риторики в виде текста лекций по каждой теме, вопросов для самоконтроля и самоанализа студентами своих знаний, а также литература, использованная для разработки лекционных занятий.

Учебное пособие составлено в соответствии с Программой дисциплины «Риторика».

УДК

ББК

Белашова Л. А., 2009

ГОУВПО «Северо-Кавказский

государственный технический

университет», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 4

Лекция 1. Риторика как наука и учебный предмет ……………….5

Лекция 2. Правила убеждающей коммуникации ………………..14

Лекция 3. Развитие риторики в Древней Греции и

Древнем Риме ……………………………………………………………………26

Лекция 4. Развитие ораторского искусства в Средние века и эпоху Возрождения ……………………………………………………………..33

Лекция 5. Ораторское искусство России ………………………. 38

Лекция 6. Логика в ораторской речи ……………………………46

Лекция 7. Психологический аспект взаимодействия оратора с аудиторией ………………………………………………………………………56

Лекция 8. Орфоэпические нормы русского литературного

языка …………………………………………………………………………….67

Лекция 9. Особенности русского словесного ударения ………77

Лекция 10. Морфологические средства языка …………………87

Лекция 11. Невербальный образ оратора. Внешний вид ……..95

Лекция 12. Невербальный образ оратора. Кинетический

аспект ……………………………………………………………………..104

Лекция 13. Речевой этикет …………………………………….113

Список рекомендованной литературы ……………………….129

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, которое характеризуется «кризисом культуры», сложились условия повышенной востребованности специалиста на рынке труда с учетом его конкурентоспособности, одним критериев которой является умение эффективного общения, знание приемов убеждающей коммуникации и речевого воздействия.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, умения излагать свои мысли в контексте логико-композиционной содержательности. Данные речевые качества особенно необходимы специалистам, работающим в «контактной зоне». Одной из таких напряженных зон речевого и межличностного взаимодействия является социально-культурный сервис и туризм – область постоянного взаимодействия с людьми, и насколько будет оно удачным зависит успех деятельности специалиста по сервису и туризму.

Данное учебное пособие рекомендовано для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» в рамках дисциплины специализации Референтские услуги – «Риторика и спичрайтерство»

В связи с этим целью данного учебного пособия является оказание помощи студентам в формировании навыков свободного владения устной речью в различных ситуациях.

Поэтапное и последовательное выполнение упражнений поможет обучающимся обращать внимание на устную речь окружающих, соотносить их ошибки в публичных выступлениях с собственной речью, осуществлять внутреннее ее регулирование и, таким образом, достичь нормативно-правильной речи, положительно воздействующей на получателя информации.