avangard-pressa.ru

Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005 - Педагогика

Пояснительная записка

Актуальность данной программы профильной смены православного лагеря, рассчитанной на школьников от 10 до 18 лет, видится нам прежде всего в том, что позволяет погрузить детей в мир традиционной культуры, в то же время пропитанный дисциплиной и значительным уровнем самоорганизации. Работая с детьми и молодёжью ,мы осознали необходимость для детей и себя такого временного выхода за рамки существующей действительности, позволяющего по-новому взглянуть на свою жизнь, переоценить некоторые ценности, понять, что по-настоящему важно, а без чего вполне можно обойтись. Толчок к такому осмыслению дали фольклорные фестивали, практический опыт православных лагерей Омская и Томская Богатырские заставы, произошло осмысление действенности форм народной педагогики как относительно детей и молодёжи, так и взрослых участников форумов.

Русская традиционная культура является той системой, что лежит в глубинной основе современного общества и чьи ценности позволяли и позволяют выживать нашему народу как государствообразующей нации в тесном содружестве с народами других национальностей, проживающих на территории РФ. Именно на основе народной культуры складываются представления человека о мире, ширится система образов, формируется язык, другие средства коммуникации. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человека (как будничной, так и праздничной), но и регулируются нормы общественных отношений: семейные, общинные, половозрастные, межпоколенные и т.д. Культура же казачества, на протяжении многих лет являвшегося щитом России по всему её периметру, представляет собой наивысшее выражение народного самосознания.

Забвение и утрата народных традиций в современности приводит, от постепенного разрушения самих форм культурного взаимодействия, присущего нашему народу, к постепенной подмене этих выверенных веками форм формами массовой культуры, направленной на голое потребление. Это грозит духовной безопасности России не только распадом культурных связей и стиранием памяти поколений, но и утратой национального характера и иммунитета, образованием чуждых природе этноса общественных аномалий, постепенно разъедающих нашу жизнь изнутри.

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. Однако противоречивость современной социокультурной ситуации усложняет решение вопроса формирования у детей и молодёжи патриотического чувства. Трудности, связанные с усвоением весьма расплывчатых норм поведения и мотивов деятельности, отсутствием в обществе устойчивой системы ценностей, снижение информированности школьников по вопросам истории, попытки её современной интерпретации оказывают негативное влияние на становление патриотической позиции личности. Мало того, - практика показывает, что не всякое патриотическое чувство приводит человека к патриотическим поступкам. Любой поступок всегда основывается на осознанной жизненной позиции человека, а патриотический поступок – это уже феномен сформировавшейся мировоззренческой культуры личности.

Как один из успешных инновационных подходов к решению проблемы патриотического воспитания зарекомендовал себя опыт педагогической практики на основе русской традиционной культуры. Исследователи объясняют дееспособность данного метода прежде всего объединительной функцией, заложенной в основы русской традиционной культуры, делающей народ неповторимым и сплочённым, лояльным к другим народам, но удерживающимся на собственном пути развития. Помимо объединительной, в традиции заложены познавательная, креативная функции, подготовка к семейной жизни, воинская подготовка, усвоение системы ценностей, присущих всему народу в целом. Фактически весь комплекс традиционной культуры является этнопедагогической системой, воспитывающей личность в течение всей жизни.

Практически во всех развитых государствах существует и система подготовки молодёжи к службе в армии. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уж о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других личностей нашей воинской истории. Мало того, в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России.

Для современных психологов сегодня бесспорна важность игры как основы основ детского развития. Но современные игровые технологии нередко страдают надуманностью, в них недостаёт системности – той, которая присутствует во всех как состязательных, так и художественно выраженных народных играх. Подвижные народные игры имеют серьёзные преимущества и перед занятиями спортом как таковым. Они содержат всевозможные и разнообразные движения человека, которые изменяются в различных, постоянно меняющихся комбинациях. Это не только снимает спортивную проблему перегрузки мышц и сухожилий, но и позволяет более эффективно их развивать. Меньшая регламентация народных игр и их эмоциональность более соответствуют детской психике, позволяют сбросить агрессию без агрессивного поведения. Немаловажен и тот факт, что все народные игры чётко разделяют мальчиков и девочек по функциям, позволяя сформироваться выраженным мужским качествам первых и женских – вторых (а не наоборот, как задаёт нам тон современная массовая культура). Кроме того, большинство народных игр являются групповыми и учат взаимодействию без соперничества, путём чего игры превращаются в эмоционально окрашенную отработку определённого навыка, умения. Разновозрастной состав участников народных игр ведёт к общению старших и младших, первому педагогическому опыту самих детей. Также коллективные игры учат соотносить свои желания и решения с желаниями и решениями партнёров, вырабатывают навыки дисциплины, самоконтроля. Не менее важна роль игры для развития образного мышления, без которого вообще невозможно творчество. В играх складывается умение мгновенно ориентироваться в ситуации, делать в напряжённом темпе игры единственно правильный выбор из множества возможных.

Итак, игра развивает практически все необходимые качества человека, особенно те, которые ценны для будущего защитника Отечества: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и своих друзей, тех, кто слабее и т.д.

Всё вышеописанное заставляет более серьёзно относиться к возможностям русской традиционной культуры (в том числе – воинского искусства) в патриотическом воспитании детей и молодёжи и, в частности, в задействовании традиционных педагогических методик как основного наполнения программы оздоровительных лагерей.

Цель программы:

- Оздоровление детей, их духовно-нравственное воспитание; формирование у них потребности заниматься совершенствованием физической культуры посредством народных игр и русского воинского искусства.

Задачи:

- Погружение детей в атмосферу традиционных культурных ценностей русского народа;

- Повышение престижа военной службы, укрепления любви и уважения к родителям, старшим поколениям, истории родного края;

- Популяризация традиционных форм народной педагогики;

- Подготовка инструкторского состава;

- Обучение детей основам выживания в природных условиях;

- Ознакомление участников смены с богатейшим фольклорным наследием нашей страны, народными ремёслами;

- Установка на прояснение для детей традиционных полоролевых функций в условиях современного размывания СМИ половых границ.

- Организация занятости детей.

Педагогические принципы:

1. Принцип соборности – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного;

2. Принцип коллективной ответственности – надиндивидуальное отношение к проблемам (любая личная проблема становится общей и решается совместно, и наоборот);

3. Принцип дифференциации воспитания – отбор содержания форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными психологическими и физическими возможностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности;

4. Принцип безопасности – соблюдение ТБ путём проведения профильных инструктажей по видам деятельности, зачётных занятий по ТБ;

5. Принцип преемственности – старшие участники смены помогают младшим и участвуют в процессе их обучения; младшие прислушиваются к старшим и уважительно к ним относятся;

6. Постепенное увеличение сложности и объёма информации;

7. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

Возраст детей, на которых рассчитана программа; срок её реализации:

Программа рассчитана на школьников от 10 до 18 лет; реализуется в течение 6 дней.В порядке исключения допускаются дети с 8 лет, занимающиеся профильными направлениями: клубы рукопашного боя, спортивные секции, туристические, фольклорные кружки, воспитанники воскресных школ.

Отличительные особенности программы:

Программа коррелируется с Государственной программой патриотического воспитания граждан России; возможность её использования в нашем лагере обусловлена наличием команды специалистов-универсалов, соединяющих педагогическую деятельность с продвижением отдельных направлений традиционной воинской и празднично-бытовой культуры народа. При составлении программы использована авторская программа Е.М.Чешегоровой «Богатырская застава» г.Омск.

Ожидаемые результаты:

- приобретение знаний по русской воинской культуре и истории; практических навыков для действий в различных экстремальных ситуациях; приобщение к народным играм, фольклору, ремёслам, здоровому образу жизни;

Краткое описание структуры программы:

- фольклор

- народные игры

- воинская культура

- туристическая подготовка

- ремёсла

Каждый блок содержит в себе целый комплекс программного материала, форм и методов, на которых программа работает:

Фольклор содержит в себе знания, умения и навыки, относящие к мировоззренческим вопросам и запечатлённые в художественно выраженных формах устного, певческого, танцевального, игрового и инструментального творчества.

Народные состязательные игры позволяют задействовать и развить физические возможности детей в игровой форме, без перегрузок, которые несут классические виды спорта.

Воинская культура служит основой воспитания будущего воина-защитника Отечества; готовит школьников к реалиям прохождения армейской службы.

Туристическая подготовка закладывает основы экологического воспитания, готовит к экстремальным ситуациям, возможным в жизни человека, выживанию в природной среде (лекарственные, съедобные растения, создание переправ и т.п.).

Занятия ремёслами ведёт косвоению форм хозяйственного самообслуживания, даёт навык терпеливого и кропотливого труда; служит развитию мелкой моторики рук и т.п.

Основные направления реализации программы:

Военно-патриотическое: семинары по современному и старинному оружию России; по истории казачества; занятия по строевой и тактической подготовке; маскировка на местности; радиосвязь (работа с современными и другими видами связи).

Экологическое: экологические рейды, трудовая помощь этнографическому Центру.

Творческое: системные занятия по народному вокалу и хореографии, инструментальному фольклору, прикладным видам народного творчества ;вечёрки как форма организации вечернего досуга.

Интеллектуальное: систематические занятия по основам православной культуры; диспуты на тему проведённых семинаров.

Спортивно-туристическое: двоеборье (городки, лапта); чемпионат по прыжкам на верёвке; соревнование по мини-ориентированию (индивидуальный и групповой зачёты);

Организационное: собрание-знакомство; профильные инструктажи по ТБ; куренные построения; утреннее и вечернее правило.

Содержание деятельности и механизм реализации программы:

Подготовительный этап – подбор методических материалов, обучение куренных вожатых, работа с кадровым составом и подготовка необходимых документов для открытия смены.

Организационный этап – начало смены, проведение мониторинга по выявлению лидерских качеств участников смены, уровня физического развития новых участников смены, многоуровневый инструктаж по ТБ. Органы самоуправления «Казачьей станицы»-Круг-общее собрание детей и взрослых(дважды в смену).Сбор- ежедневно, вечером на поверке –итоги дня, план на следующий день. Совет станицы- совет актива(наказной атаман, администрация смены, инструкторы, куренные вожатые, старшины)-утренняя планёрка. Пресс-центр «Слово и дело»(информационный стенд «Прорыв»).

Основной этап – реализация основной идеи смены, максимальное встраивание детей в программный материал.

Заключительный этап – проведение итоговой военно-спортивной ролевой игры; подведение итогов смены, обратная связь с участниками смены, выработка перспектив деятельности на следующий год.

Формы отслеживания результатов:

- психолого-педагогический мониторинг личной результативности участника смены;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- собеседования;
- тестирование;

- психолого-педагогический мониторинг в процессе постановки учебно-проектных групповых задач;

Обеспечение программы и условия и её реализации:

Кадровое обеспечение: подбор и расстановка кадровых ресурсов смены; семинарские занятия для куренных вожатых для понимания целей и задач Программы;

Методическое обеспечение (наличие программы, семинары, подборки м-лов, ежедневные планёрки, разработка системы мониторинга результатов программы);

Педагогические условия: подбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание условий для успешной самореализации детей;

Организация различных видов стимулирования (система поручений, разграничений и поощрений);

Наличие материально-технической базы: канцелярских и расходных материалов для занятий детей творчеством, обеспечение направлений деятельности – каждого соответственно Программе.

Краткое описание программы:

Программа православного лагеря «Казачья станица» является значимой частью деятельности по патриотическому воспитанию современных школьниковкак реальная возможность для детей и молодёжи в условиях природы получить или усовершенствовать знания, умения и навыки по военно-патриотической подготовке, православной истории России, русскому фольклору и ремёслам.

Природно-климатические условия стоянки благоприятствуют оздоровлению детей; чистый воздух и активный отдых помогут детям снять напряжение после учебного года и провести незабываемое, как подсказывает наш опыт, время; восстановить и накопить силы и здоровье.

Программа представляет собой систему с включением элементов русской традиционной православной культуры (участие в Литургическом служении, изучение народных игр, ремёсел, вечёрки) и воинского искусства (русский рукопашный бой, школа выживания в условиях живой природы (высотная и водная, туристическая подготовка), конная верховая езда и т.п.). Также программа имеет собственно исследовательский компонент: выход в фольклорно-этнографические экспедиции(Крапивинский район).

Вся работа на сборах ведётся под руководством квалифицированных педагогов, с которыми родители детей, впервые участвующих в программе, лично знакомятся на предварительных встречах и при оформлении документов непосредственно на сборы.

Список литературы:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"

Каргин А. С., Хренов Н. А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Сохранение и возрождение фольклорных традиций.- М., 1993

Каргин А. С., Хренов Н. А. Методологические вопросы изучения традиционной культуры // Фольклор и художественная культура. Вып. 13. – М., 2004

Леонова Т. Г. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения // Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. – Омск., 1975

Громыко М. М. Мир русской деревни. – М., 1991

Архив ЦСТ, материалы комплексных фольклорно-этнографических экспедиций в Колосовский, Называевский, Горьковский, Крутинский, Большеуковский, Муромцевский, Седельниковский, Тюкалинский, Тарский районы Омской области 1995 – 2003 гг.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб.. 2000.

Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации //Этнографическое обозрение, 1996. № 3.

Бачурина Т.Е. Воинское воспитание для мальчика от рождения до года /www.buza.ru

Беляева Г.Г. О содержании понятия народное искусство. //Русский вопрос: история и современность. Омск, 2005

Горбунов Б.В. Игра «В войну» в народной традиции (по материалам Рязанского края) /www.buza.ru

Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян 19-нач. 20 вв. М., 1997